Государство поможет родителям детей-инвалидов
По данным Минздрава, сейчас в нашей стране живёт более 540 тысяч детей-инвалидов. Как отмечают эксперты, законодательная база, обеспечивающая им условия для образования и развития, проработана достаточно хорошо. Однако вся поддержка государства направлена на ребёнка, а его семья объектом соцпомощи, увы, не является. Изменить эту ситуацию предлагают сенаторы Лилия Гумерова и Эдуард Исаков.
Семьи один на один с проблемой не оставят
В правовом поле в России достаточно инициатив, работающих на социализацию детей инвалидов, считает член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ Елена Клочко. «Большим шагом вперёд стала Концепция ранней помощи до 2020 года, реализация которой позволит выявлять нарушения здоровья детей на самой ранней стадии и оказывать им и их семьям помощь по линии разных ведомств, - сказала она в пресс-центре «Парламентской газеты». - Эффективно работает и закон об основах соцобслуживания, где есть статья о социальном сопровождении. Однако проблема заключается в том, что семья сегодня не является объектом соцпомощи, что осложняет реализацию закона».
Первые пилотные проекты по организации сопровождения семей с детьми-инвалидами показали, что законодательство в этой сфере необходимо изменить — сейчас потребителем услуг выступает только ребёнок, подтвердила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. «Мы выступаем за то, чтобы не оставлять семью один на один с проблемой детской инвалидности. Для нас дело чести подумать о законодательном оформлении этой идеи», - подчеркнула сенатор.
Инициативу поддержал и член Комитета Совета Федерации по социальной политике Эдуард Исаков: по его словам, государство должно помогать не только особенным детям, но и их семьям. «Должна быть мощная социально-педагогическая поддержка. Сейчас порядка тридцати процентов браков распадается, если в семье рождается ребёнок с ограниченными возможностями. Родители зачастую винят себя, вместо того чтобы начать планомерную работу по реабилитации. Так что наша главная задача — сделать так, чтобы семья с таким ребёнком чувствовала себя гармонично», - пояснил парламентарий.
В реабилитации поможет адаптивный спорт
Важнейшим средством в реабилитации и социализации особенных детей эксперты называют спорт. В ряде регионов уже сложились успешные практики: в Югре, к примеру, успешно работает «Центр адаптивного спорта», занимающийся интеграцией людей с инвалидностью в общество посредством физической культуры для развития их человеческого потенциала, рассказал сенатор Эдуард Исаков. А в Москве на базе Научно-практического центра детской психоневрологии реализуется пилотный проект по развитию паралимпийского спорта, сообщила директор центра, депутат Мосгордумы Татьяна Батышева. «Аналогов программы в стране нет. Ежегодно реабилитацию у нас проходит восемь тысяч особых детей», - сказала она.
В рамках проекта они профессионально занимаются спортом по специально разработанной для детей-инвалидов олимпийской программе. Такие упражнения не только благотворно сказываются на здоровье, но и помогают добиться успехов в жизни. «К примеру, есть множество известных спортсменов с диагнозом «детский церебральный паралич», которые доказали, что это заболевание не приговор, - комментирует Батышева. - Среди них — многократный чемпион мира по армрестлингу Руслан Мамедов, чемпионка Европы по плаванию Аня Румянцева, чемпионка по фехтованию на коляске Ольга Нифагина».
Школы также заявляют о готовности подключиться к совместной работе по развитию адаптивного спорта для детей с особенностями развития. Для этого необходимо подготовить тренеров, которые будут заниматься с такими ребятами. Впрочем, повышать квалификацию стоит и педагогам: чтобы инклюзия не была иллюзией, учителя должны уметь работать с детьми-инвалидами. Эта проблема стоит по-прежнему остро, напоминает заместитель директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ Елена Кутепова.
Законодательство предусматривает введение повышающего коэффициента для учителей за обучение ребят с ограниченными возможностями. Правда, такая практика реализуется далеко не во всех регионах. «В этой связи мы планируем направить запрос в регионы, чтобы выяснить, сколько субъектов ввели повышающие коэффициенты. Кроме того, мы постараемся выяснить число особенных детей, обучающихся на дому, поскольку подчас именно в это и превращается инклюзия, - сообщила сенатор Лилия Гумерова. - После этого мы проведём экспертное обсуждение, чтобы понять, как приблизить образование к особенным детям», - заключила парламентарий.