Учиться вместе...
Состояние и проблемы, связанные с инклюзивным образованием в регионе, обсудили в середине декабря на заседании Совета Общественной палаты Оренбургской области. В его работе приняли участие депутаты областного парламента, представители профильных министерств и ведомств, председатель Совета старейшин при Губернаторе Оренбургской области, уполномоченный по правам человека в Оренбургской области Анатолий Чадов, члены Общественной палаты, представители структурных подразделений Правительства области, муниципальных образований городов и районов, общественных организаций.
![](/docs/images/IMG_44321.JPG)
Инклюзивное образование - процесс обучения и воспитания, при котором все дети, независимо от особенностей своего развития, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства. Такой вид образования гарантирован основными законами Российской Федерации. Инклюзивное образование в Оренбуржье получают около 10 тысяч человек. В школах Оренбурга сегодня обучаются 1 146 детей с особенностями здоровья. В Орске инклюзивное обучение получают 1 327 детей с ограниченными возможностями и 119 детей-инвалидов.
![](/docs/images/IMG_4432.JPG)
До введения 1 января 2016 года в образовательных организациях образовательных стандартов для детей с ОВЗ, система общего образования полноценно принимала только тех, кто отвечал сложившимся в течение десятилетий требованиям. А это дети со стандартными возможностями, способные обучаться по общей программе и показывающие приемлемые результаты успеваемости. В результате нередко получалось, что обучающиеся дети-инвалиды и дети с ОВЗ выпадали из общего образовательного процесса, поскольку педагогический состав общеобразовательного учреждения не обладал ни специальными знаниями, ни психологической готовностью.
![](/docs/images/IMG_4426.JPG)
Депутат Оренбургского городского Совета, руководитель областного отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Евгений Кашпар неоднократно выступал с поддержкой активного внедрения инклюзивного образования на территории области, отмечая, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает его в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.
- У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе, - сказал Евгений Кашпар.
На заседании шел разговор о существующих проблемах в практике организации обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых нехватка квалифицированных педагогических кадров, обеспечивающих сопровождение образовательного процесса и знающих специфику работы с детьми с особыми образовательными потребностями, таких как психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги.
![](/docs/images/IMG_4428.JPG)
Вызывает тревогу отсутствие в общеобразовательных организациях медицинского сопровождения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Без должного контроля используется в образовательных организациях закупленное специализированное оборудование, не проводится обучение персонала по организации работы с ним. Также острой проблемой остается отсутствие практически во всех городских округах и муниципальных районах специального транспорта для перевозки детей-инвалидов к образовательным учреждениям и обратно к месту жительства. Не отработано межведомственное взаимодействие министерств (образования, здравоохранения, социального развития, труда и занятости) по реализации комплекса психолого-педагогических, социальных, медицинских, профессиональных услуг.
![](/docs/images/6(2).jpg)
По итогам обсуждения были приняты рекомендации в адрес Правительства Российской Федерации, Законодательного Собрания региона и Правительства Оренбургской области, главам муниципальных образований и средствам массовой информации.