«Социальный смартфон» для инвалидов
Центральный банк изучает возможность по предоставлению инвалидам финансовых услуг в цифровой форме на базе «социального смартфона» — дешёвого коммуникационного устройства, адаптированного для использования людьми с ограниченными возможностями.
В аппарат будет вшит алгоритм идентификации и аутентификации, а также предустановленное программное обеспечение для получения дистанционно любых финансовых услуг — от кредитов до страховки. Соответствующее предложение содержится в проекте плана мероприятий Центробанка по повышению доступности финансовых услуг для лиц с ограниченными возможностями, с которым ознакомился Лайф.
Как отмечается в документе, в настоящее время самые элементарные финансовые услуги, привычные для основной части населения, зачастую вызывают серьёзные трудности при получении их людьми с ограниченными возможностями. Причём определённое количество барьеров не является изначально характерным для финансового рынка, но возникает вследствие существования различных инструкций или скриптов для персонала клиентских подразделений финансовых организаций.
Например, у банков подозрение вызывает человек с сопровождающим (в большинстве финансовых организаций данный факт отмечен в инструкциях как высокорисковый и препятствующий продаже клиенту кредитных продуктов), практически закрыты для слабослышащих клиентов возможности по установке ПИН-кода, блокировке/разблокировке банковской карты, особенно в случае её хищения, так как сервисы контакт-центров ориентированы на голосовое взаимодействие с клиентом. И далеко не всегда в данных сервисах предусматриваются иные способы взаимодействия.
Персонал большинства офисов финансовых организаций не обучен правильным приёмам и методам работы с инвалидами либо не может обслужить. В сфере личного страхования отмечаются случаи, говорится в документе, установления страховыми организациями в условиях страхования ограничений, связанных с состоянием здоровья лиц, в отношении которых заключаются договоры, путём исключения определённых категорий таких лиц из страхового покрытия, либо установления в отношении них повышенных страховых тарифов.
«Социальный смартфон» с уже предустановленным программным обеспечением и под контролем регулятора поможет избавить инвалидов от этой проблемы, уверены в ЦБ. Правда, стоимость программы пока ещё не просчитана. Как альтернативу «социальному смартфону» в документе предлагается узаконить институт «доверенных посредников — людей, которых может выбрать инвалид из числа близких родственников или работников социальных органов, которые смогут от его имени общаться с банками и другими финансовыми институтами.