О роли собаки-поводыря в жизни инвалида!
Активист Оренбургской городской местной организации Всероссийского общества слепых, инвалид первой группы по зрению, владелец собаки-поводыря, член наблюдательного Совета учебно-кинологического центра «Собаки - помощники инвалидов» Леонид Шорохов рассказал о роли собаки-поводыря в жизни инвалида. Он отмечает сложности в восприятии окружающими человека с собакой-поводырем, считая, что связаны они, в первую очередь, с малой информированностью населения о том, что данная собака не представляет опасности для окружающих.
Первые школы, занимающиеся подготовкой собак-поводырей, появились еще в начале ХIX века. Начало развития данного направления дрессировки обязано своим появлением Йохану Клейну, который был глубоко убежден в том, что собака может служить и помогать людям, лишенным зрения. Первая систематизированная программа по воспитанию поводырей была разработана после первой мировой войны. Именно тогда появились немецкая, а позже и английская школы, которые углубленно занимались развитием методов дрессировки. Почти через сто лет учение начало продвигаться в США, а после ВОВ оно начало набирать темпы и на территории СССР. Основной задачей воспитания собак была следующая: обеспечить инвалидам возможность беспрепятственного передвижения, как в пределах знакомой местности, так и при освоении незнакомых маршрутов.
Такой прием ориентировки в пространстве незрячих с помощью собаки-поводыря остался актуальным и в наши дни. В городе Оренбурге имеется первый опыт использования в качестве сопровождающего четвероногого помощника.
- Своего друга и помощника лабрадора Ньютона я получил в учебно-кинологическом центре «Собаки – помощники инвалидов» город Москва в январе 2012 года, - рассказывает инвалид первой группы по зрению Леонид Шорохов. - В начале мы жили в г. Москва, затем переехали в г. Оренбург.
Собака-поводырь в соответствии с Российским законодательством является техническим средством реабилитации инвалида I группы по зрению. В России работают несколько школ подготовки собак-поводырей. В большей степени для обучения кинологи берут щенков лабрадоров. Опыт показал, что эта порода наиболее подходит для осуществления функций проводника. Лабрадоры очень добрые собаки, достаточно легко обучаемые и стрессоустойчивые. Собака – не только помощник на маршруте, но и преданный друг дома.
Подготовка собак-поводырей состоит из нескольких этапов. Обучение начинается с общего курса дрессировки. Щенков обучают стандартному набору команд на послушание.
Потом приучают сохранять спокойствие и концентрацию в любой ситуации, воспитывают так, чтобы они не пугались громких звуков и резких движений. Собака-поводырь не должна обращать внимание ни на других животных, ни на машины, ни на прочие окружающие вещи, которые могут помешать работе.
Собаки обучаются ведению инвалидов по лестницам, спускам, подъемам. Поводырь должен отлично знать маршруты своего владельца, уметь переводить его через дорогу, предупреждать о препятствиях и миновать их, избегая столкновений. Будущий владелец приезжает знакомиться со своим помощником только тогда, когда собака завершила полный курс обучения. Кинологи проводят необходимый инструктаж и обучают незрячего человека особенностям работы с собакой-поводырем.
Подбирать собак для сопровождения инвалидов по зрению начинают уже в период щенячества. Кинологи отбирают наиболее послушных и спокойных щенков, которые не подают признаков агрессии и чрезмерной активности – только такие собаки могут стать поводырями. Нередко щенков выращивает семья слепого, предоставляя собаке возможность привыкнуть к будущему хозяину. Затем будущего поводыря отдают в школу для привития необходимых навыков. Выдержать тяжелейшие нагрузки, находясь в паре со слепым человеком, может только абсолютно здоровое животное.
Специальное оборудование: намордник, поводок, шлейка ограничивают движение животного. Все это создает безопасное пребывание инвалида с собакой – поводырем для окружающих.
Особые трудности испытывает незрячий, передвигаясь в общественном транспорте. На остановке незрячему человеку необходимо определить нужный маршрут, а так же безопасно войти в транспорт, не причиняя вреда себе и животному, и не создавая неудобства окружающим пассажирам. Здесь на помощь должны прийти организаторы пассажирских перевозок. Каждый водитель должен знать, что слепой с собакой-поводырем не нарушает правил пассажирских перевозок. Водитель и кондуктор по возможности должны внимательно отнестись к нестандартной ситуации и помочь незрячему. Чтобы обезопасить собаку – поводыря и ее владельца во время выгула, двор, где проживает инвалид необходимо обустроить площадкой для выгула. Кроме животного, незрячий должен понимать, что он не травмируется о ветки деревьев и незнакомые ему объекты.
Для того чтобы чувствовать себя полноценным и полноправным членом общества, хотелось бы внимания со стороны структур, имеющих в своих полномочиях на законодательном уровне помочь инвалиду с собакой-поводырем. Для сохранения здоровья собаки-поводыря, ветеринарное обслуживание должно быть качественное и контролироваться государственными ветеринарными клиниками. Наличие прививок, справок о состоянии здоровья собаки-поводыря и другие медицинские документы обезопасят собаку – поводыря и инвалида от проблем, связанных с непредвиденными ситуациями. В средствах массовой информации хотелось бы чаще встречать сюжеты, статьи, рекламные ролики о возможности помощи животных людям с ограничениями здоровья.
Таким образом, обеспечив помощника всем необходимым, можно полностью полагаться на его поддержку и даже в непростой жизненной ситуации оставаться самостоятельным, уверенным в себе человеком. Опытные кинологи отмечают: после смерти собаки поводыря, слепые редко берут новую, ведь незрячего и поводыря связывает что-то большее, чем поводок, протянутый от руки к ошейнику. Наверное, в этом и заключается уникальность братьев наших меньших – в их умении, не задумываясь, без остатка дарить нам свои жизни.