Председатель ВОИ прокомментировал отчет Счетной палаты РФ по обеспечению инвалидов жильем.
Председатель Всероссийского общества инвалидов, депутат Госдумы РФ Михаил Терентьев прокомментировал отчет Счетной Палаты РФ об исполнении государственных обязательств по улучшению жилищных условий инвалидов.
«Безусловно, вопрос жилищного обеспечения инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, требует проработки, и возможно, в том числе, включения в план работы Счетной Палаты РФ. Отдельного внимания заслуживает вопрос обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР). Несмотря на принятые в последние годы изменения в порядок обеспечения ТСР количество жалоб от инвалидов не уменьшается. Из-за задержек в проведении конкурсных процедур нарушаются установленные сроки их предоставления, и сохраняется излишняя забюрократизированность при получении», - сказал Председатель ВОИ. По его словам, необходимо в целом поддержать содержащиеся в Отчете выводы и предложения по улучшению жилищных условий инвалидов.
По данным Минстроя России, на начало 2018 года число нуждающихся в жилье инвалидов, попадающих в данную категорию, составляло 58,25 тысяч человек, а общая потребность в финансовых средствах для обеспечения всех нуждающихся - около 50 млрд. рублей. В 2018 году в федеральном бюджете на реализацию данной нормы было выделено 1,2 млрд. рублей, а в 2019 году финансирование было увеличено до 2,0 млрд. рублей и такая же сумма запланирована в бюджете до 2022 года. «Для ликвидации очередности, если не будут увеличены ежегодно выделяемые федеральные средства, потребуется еще более 20 лет», - отметил Михаил Терентьев.
«Поэтому важно рассмотреть возможность увеличения объема средств на предоставление субвенций из бюджета и разработать детальный план действий («Дорожную карту») по ликвидации задолженности по улучшению жилищных условий инвалидов, включающий график ликвидации задолженности в каждом регионе», - сказал Председатель ВОИ.
«Я не согласен с предложением о передаче инвалидам определенного процента жилых помещений только на первых этажах новых зданий. Это актуально для старых домов без лифтов. Что же касается нового строительства, все «жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения». В настоящее время, судя по обращениям инвалидов, могут возникать ситуации, когда строители «забывают» установить предусмотренные при проектировании данного здания пандусы или подъемники, но вряд ли по этой причине можно ограничивать права инвалидов и расселять их в новых жилых зданиях только на первых этажах», - говорит он.
В данном отчете недостаточно проанализирована ситуация с решением вопроса жилищного обеспечения инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, отметил депутат. В 2017-2018 годах в 65 регионах создано более 3500 комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и проведено более 34 тысяч обследований, однако количество жилых помещений инвалидов, по которым принято решение о включении в план мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме, составляет только 19% от проведенных обследований. При этом из обращений инвалидов видно, что с выполнением запланированных мероприятий возникают большие проблемы.
«В первую очередь это связано с отсутствием средств на эти цели в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований. Вместе с тем, даже при наличии финансирования муниципалитеты, как правило, плохо представляют, каким образом можно выполнить сформированные планы мероприятий. Нет четких конкретных рекомендаций, как нужно проводить перепланировку жилых помещений, нет типовых рекомендаций по постройке пандусов и других средств для улучшения доступности. В результате, в каждом случае приходится разрабатывать индивидуальный проект. При этом большинство граждан проживает в типовых жилых домах.
«В частности, больше всего писем приходит от инвалидов, колясочников, проживающих в «хрущевских пятиэтажках». Почему нельзя разработать типовые решения по перепланировке квартир в этих домах с учетом потребностей инвалидов, по постройке пандусов в подъездах. Наличие таких рекомендаций, технических и проектных решений может существенно ускорить решение задачи создания «доступной жилой среды» для многих инвалидов. Также можно подумать и о создании специализированных строительных организаций, оснащенных специальным оборудованием, способных эту работу вести «на потоке»», - отметил Михаил Терентьев.
Еще более сложные вопросы возникают после того, как комиссии принимают решение о признании жилого помещения непригодным для проживания конкретного инвалида. К сожалению, действующее законодательство не дает рецептов для разрешения данных ситуаций.
Правительством РФ в 2018 году было дано поручение Минстрою России и Минтруду России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ проанализировать выполнение положений федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов РФ о приспособлении жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом их потребностей, а также соблюдения их прав на получение приспособленных жилых помещений в случаях, когда занимаемые ими жилые помещения признаются в установленном порядке непригодными для приспособления и проживания.
Проведенный анализ показал, что препятствиями для получения приспособленного жилья взамен непригодного для проживания являются:
- невозможность получения жилья по договору социального найма в связи с тем, что инвалиды, как правило, имеют доходы больше величины прожиточного минимума;
- их зачастую нельзя отнести к лицам, имеющим (на одного члена семьи) площадь жилого помещения меньше учетной нормы;
- предусмотренные статьей 92 Жилищного кодекса РФ специализированные жилищные фонды не могут быть использованы для размещения инвалидов (при их согласии) в порядке переселения из неприспосабливаемого помещения.
По данным Счётной палаты, большая доля инвалидов, не обеспеченных жильем, проживает в Центральном (20,2%), Приволжском (18,5%), Северо-Западном (18%) и Северо-Кавказском (17,4%) федеральных округах. При этом в 2018 году 14,6 тыс. инвалидов, или почти четверть очередников, утратили право на получение жилья, а в 2019 году - 5,7 тыс. граждан, или 11,5%. Снятие с учета происходит, например, из-за утраты инвалидности, самостоятельного решения проблем с жильем, переезда или смерти заявителя. «Только 6% людей, с инвалидностью, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, получили соответствующие социальные выплаты по итогам 2019 года. Это крайне мало на сегодня. Только совместными усилиями с Правительством РФ и общественными организациями мы должны оперативно наладить работу по обеспечению инвалидов жильём», - заключил Михаил Терентьев.
Ознакомиться с бюллетенем об исполнении государственных обязательств по улучшению жилищных условий инвалидов можно на официальной сайте Счетной палаты РФ - https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoy-palaty-7-272-2020-g