Поездка в «Святые пещеры»
Правление Сорочинского общества инвалидов, возглавляемое Шерстнёвой Н. В., организовало поездку в священное место в селе Покровка Новосергеевского района в комплекс Свято-Никольского социальной обители «Святые пещеры».Здесь его ожидали члены общества с пустыми емкостями для того, чтобы набрать из священного колодца целительной воды.
Подъехали к воротам, покрыли платочки, перекрестились и направились к входу пещеры. Прошли мимо надвратной колокольни с храмом прп. Марии Египетской, слева от нас мимо креста на месте разрушенного храма (1929-30 гг) Святителя Николая Чудотворца, за ним стояло здание монашеского корпуса с домовым храмом Святого преподобного Серафима Саровского.
Подошли к храму Рождества Иоанна Предтечи, где находится вход в Святые пещеры.
Нас встретила экскурсовод Маргарита, которая в церковной лавке продала нам свечи, сувениры, а затем рассказала историю появления Свято-Никольского мужского монастыря. В 1896 году 36-летний вдовый казак Захарий Карцев, поселившийся здесь на берегу реки Самары, начал с благоустройства родника. Этот родник, в последствии освещенного, отмечен многими исцелениями.
В 1909 г. Захарий пострижен в монахи с новым именем Зосима. Он и организовал копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами братии и приходящих крестьян пройдено 256 м глубиной 4-6 м пещерского хода: узкий коридор, ведущий в подземную церковь и келии.
2 октября 1911 г. был освящен каменный храм Святителя Николая Чудотворца.
В 1913 г. Указом Священного Синода скит стал Николаевским самостоятельным мужским монастырём.
После переворота в 1917 г началось гонение на священство.
В 1923 г. в возрасте 63 лет умер игумен Зосима.
Настоятелем стал иероманах Геронтий ( Георгий Иванович Губанов). Геронтий 19 сентября 1937 г., обвиненный в участии в военно-казачьей повстанческой организации, был расстрелян в г. Оренбурге.
В 1929-30 гг монастырь был разрушен. Осенью 1939 г. власти решили замуровать вход в пещеры. И только через 60 лет 8 июня 2002 г. вход в пещеры был обретен, и началось возрождение Святой обители.
В настоящее время Обитель возрождается.
Познакомившись с историей, все зажгли свечи и спустились в пещеру. Воздух прохладный, свежий, ободряющий.
Шли по узкому коридору, выложенного из кирпича. Я восхищалась труду человеческому, который при помощи лопаты, кирки вручную выкопали пещеру, сделали кирпичи, стены из которых стоят по сей день в хорошем состоянии и обустроили в ней церковь, келии Зосима и монаха Нила, в которых мы побывали. Были и в подземном храме
Рождества Иоанна Предтечи, где помолились и поставили свечи за здравие близких. Крест этого храма поставлен над ним на возвышенности горы, куда, выйдя из пещер, направились. Преклонили голову, чтобы поблагодарить тех, кто основывал и кто продолжает возрождать эту обитель..
Также посетили святой источник и купель святого великомученика исцелителя Пантелемона.
По дороге к нему стоит Водосвятная часовня Тыбынской иконы Божьей Матери. Поодаль стоит здание, где находиться трапезная для паломников.
В купели мы окунулись в священную воду. При выходе из неё набрали из колодца святого источника целебной воды.
Конечно, старались сфотографироваться на память у каждой остановке обители.
Эта поездка оказала на нас большое впечатление и преклонение перед теми, кто создаёт, а не разрушает. Спасибо им за это.
Спасибо и экскурсоводу Маргарите за гостеприимство, а также спасибо нашему депутату Городского Совета, индивидуальному предпринимателю, осуществляющему пассажирские перевозки, Мерзакельди Шалабаеву за предоставление автобуса для нашей поездки.
Лидия Рязанова, Сорочинское МО ВОИ